Питерский Лыжный салон, младший брат Московского, судя по номеру - моложе на три года, по другим признаками - лет на пять-шесть. И, тем не менее, жизнь бурлит, публика клубится...
Бывает отдых по программе "все включено". Прилетаешь ты на самолете, тебя из него на руках заносят в такси, потом из такси в отель, из отеля в бар, кафе, ресторан (ненужное зачеркнуть), а иногда и на гору. На горе, значит, трассы все такие вылизанные - выглаженные, полная благодать, в общем. А теперь представьте себе такой вот отдых, но совсем наоборот. Так сказать, по программе "все выключено". Водопровод - выключен, электричества тоже нет, хотя вечером до полуночи включают дизельный свет. Подъемник, правда, включен. Искушенный заграницей лыжник воскликнет "Фу" и не поедет. А мы поехали, и не пожалели. Ни разу.
Название Серфаус происходит от латинского выражения Supra Fauces - «выше теснины», что довольно точно описывает пейзаж. В Австрии (и за ее пределами) это высокогорное плато над долиной Обериннталь известно как Tirol Sonnenterrasse, «Тирольская солнечная терраса». Местные жители говорят, что они родились не иначе как на «солнечном троне»…
Отто подъехал к краю склона, под лыжей приятно хрустнул свежий снег... Везде вокруг, покуда хватало взора, были горы! Они, как вырезанные театральные декорации, своими разноплановыми, холодными силуэтами уходили за горизонт, постепенно теряясь в небесной дымке.
Самая высокая вершина Тироля – Вильдшпитц (3774 м) и ее роскошный ледник. Самый высокогорный фуникулёр Австрии на пик Хинтерер Брюнненкогель (3440 м). Если добавить к этому проект строительства в течение двух лет, несмотря на возражения «зеленых», новой ветки на вершину Ликер Фернеркогель (3277м), которая должна объединить регионы катания с параллельной долиной Отцталь (Зельден), а так же учесть, что этой осенью, вложив 17 млн. евро, уже заменили бугельные подъемники на современные Допельмаеровские 8-местные кабины и 6-местную кресельную дорогу с подогревом сидений и защитными колпаками – становится понятно, что самый высокогорный ледник Тироля имеет шикарные перспективы для развития.
Часть 1. Так и слышу гул возмущенных голосов: "Выходит, не норвежцы изобрели лыжи, и не дедушка Сондре придумал пяточный ремень?" Не расстраивайтесь. Норвежцы ТОЖЕ изобрели лыжи - как и множество других народов. Ну а пяточный ремень… Неужели уважаемый мною г-н Норхейм, грамотный человек, искусный кузнец и столяр (скрипки делал!), не мог придумать, если бы захотел, ничего лучше, чем плетенки из корней, да ивовые прутья?
Часть 2. Горы, снег, арктическая столовая и пиратский шалман, два гигантских слалома у мужчин и женщин. Родные люди на лыжах. Награждение, теплые слова и кубки. Гостеприимное место и много снега.
Вспоминаю давний разговор с приятелем, подвизавшимся по выходным в качестве частнопрактикующего инструктора. Показав на двух своих подопечных тетенек неопределенного возраста, он спросил: "Ну как?" Тетеньки старались и вполне уверенно выписывали по пологому склончику синусоиды на почти параллельных лыжах. Ничего плохого в их деятельности я не увидел, о чем и сообщил. "Не учим кататься!" - хмыкнул приятель - "Только повороты учим делать!"
Вы когда-нибудь слышали фразы типа: "по мягкому снегу кататься опасно, вот мы его утрамбуем, он затвердеет - тогда и катайтесь"? Вы видели, как ратраки сдирают полуметровый слой свежего снега до самой земли? Вы верите, что можно провести две недели на Кавказе и ни разу не поесть шашлыка? Если нет - то вам непременно надо съездить в Цахкадзор.
Часть 2. Хотелось бы добавить о том, о чем не пишут в информационных буклетах – о внетрассовом катании. Конечно, ратраки от души и с усердием каждый год делают все шире трассы, но в год «розовой свиньи» мы, как говорится, всегда (грязь) снег найдем. Начать описание лучше с верхних ледников с гарантированным катанием. Нет смысла описывать нижние маршруты спуска по лесам и склонам, которые возможны в снежные времена.
Трассы очень приятные, ухоженные и в меру разнообразные, если, конечно, вы не ждете австрийского разнообразия на отдельно взятом берегу Байкала. Мое мнение - съездить разок стоит. Особенно тем, кто к Байкалу ближе, чем к Европе. Мне понравилось, и вполне возможно, я еще вернусь сюда.
Часть 2. Если помните, в первой части я замахнулся на святое - на легенду об изобретении лыж норвежцами - и написал даже, что в те незапамятные времена множество других народов севера Евразии обзавелось снаряжением без помощи земляков С.Норхейма.
Финансы
Что делать русскому в Новый год? Без снега. Правильно. Пить или сваливать. В Альпы.
Пояснения для тех, кто раздумывает. Ехать надо. Тем более, что кругом все наши. Цена вопроса – 600 -1000 евро на нос за неделю. С дорогой из Хельсинки, через Мюнхен. Гостиницы, апартаменты и авиабилеты...
Парадиски cостоит из двух регионов катания: Лез Арк и Ля Плань, соединенных канатной дорогой (самой протяженной в Европе). Не самый большой и не самый фешенебельный курорт Франции. 420 км трасс, 140 подъемников, высота катания 1200-3250 м.
В Вилючинске прошел долгожданный открытый чемпионат Камчатской области по горнолыжному спорту и сноуборду - «Crazy head 2007».
Все хорошее рано или поздно заканчивается, подошел к концу и горнолыжный сезон. Народ чехлит лыжи и потихоньку начинает вспоминать – где же у меня лежали ласты? Традиционно март считается последним месяцем катания, но не торопитесь лететь в Африку – слегка подтаявшие европейские горки могут предложить еще много интересного. Итак…
Бредить Норвегией мы с супругой начали ровно год назад после рассказов наших друзей, посетивших сей дивный край. К осени желание выросло, окрепло и потребовало воплощения. Маршрут поездки выглядел так: Питер – Турку – паром – Стокгольм – Оре – Лиллехаммер – Восс Фьеландсби – Нурефьель – Стокгольм – паром – Турку – Питер.
Сколько раз приходилось слышать это на трассе… Держись, не падай, терпи…. И почему-то в основном от австрийцев… Ну вот таким образом мы и перешли потихоньку к разговору о сравнении детских горных лыж «тут» и «там». А именно о том, чем отличаются тренировки, соревнования, да и вообще отношение друг к другу у нас и у них. Хотя уже давно ловлю себя на мысли, что это «у нас» и «у них» постепенно меняется местами, и от этого становится грустно.
Во втором отборочном туре во Флене (Франция), который проходил 15-ого марта, Саша и я получили билет на участие в финале – Экстрим Вербье (Xtreme Verbier). Больше, чем совпадение с местами (у нас у обоих оказалось второе), нас обрадовала возможность вместе проехать знаменитую стену Бек де Росс (Bec des Rosses).
Особенно хорош участок между станциями «Мир» и «Ст. Кругозор», где, после довольно неприятного крутого участка, открывается такое раздолье, такой просторище! Слов, чтобы описать это, увы, нет! Снега – много, в течение дня характер покрова сильно меняется – от жесткого наста до рыхлой каши, особенно в нижней части трассы.