+1

Доказательство реальности «барьера скорости» в горных лыжах.

nick5t5 Лента автора пн. 22 Сентября 2025 (13:58) Просмотров: 41 4

Все горнолыжники уверены, что они ускоряются в каждом повороте. Это относится и к спортсменам, и к любителям. Тренеры спортсменов тоже уверены, что лыжник должен ускоряться в каждом повороте и требуют этого от своих подопечных. Причины такой уверенности остаются неясными. Но, оказалось, что такая уверенность является массовым заблуждением.

 

Группа известных европейских исследователей поставила простой эксперимент. Лыжник должен был сделать несколько достаточно крутых сопряженных поворотов.  Тестовый участок расположили на крутом жестком склоне. Скорость входа на этот участок лыжник мог выбирать по своему усмотрению. Ученые использовали современное научное оборудование. Процедуры были согласованы со стандартами ФИС. Результаты ученые опубликовали в научном журнале в марте 2023 года в статье «Thevelocity barrierin giant slalom skiing: An experimental proof of concept».

Результаты оказались шокирующими для поборников концепции ускорения лыжника в каждом повороте. А именно:

- лыжники, которые старались входить на тестовый участок с большой скоростью, не смогли пройти этот участок. Зафиксированный барьер оказался равным 23.68 метров в секунду.

-все лыжники, которые проходили тестовый участок в успешных попытках, имели на выходе из этого участка примерно одинаковую скорость в 14 метров в секунду. На мой взгля эта величина и является реальным барьером скорости на «регулярной» трассе содержащей многие сопряженные повороты.

-лыжники, которые входили на тестовый участок с малой скоростью, меньшей чем 14 метров в секунду разгонялись до примерно 14 метров в секунду на выходе.

Ученые подошли к изучению вопроса со всей ответственностью. В исследовании приняли участие четырнадцать горнолыжников (шесть женщин и восемь мужчин) (в среднем ± SD: возраст 21,2±1,1 года, рост 172,9±10,4 см, масса тела 70,9.± 11,3 кг). Участниками были либо профессиональные лыжные инструкторы, либо спортсмены - лыжники с рейтингом от 106 до 34 баллов FIS.

Поставленная трасса не была спортивной трассой в полном смысле слова. Лыжникам нужно было сделать всего четыре поворота. Длина траектории лыжника на тестовом участке измерялась непосредственно. Она составляла примерно 60 метров. Это две полные сопряженные поворотные дуги, началом которых был вход на тестовый участок. Тестовый участок разместили на черном склоне с уклоном 27 градусов установили четверо ворот, расстояние между воротами – 23 метра, горизонтальный развод ворот – 8,5 метров.

Все участники ехали на лыжах DYNASTAR Speed Master GSSallanchesFrance с радиусом 23 метра, длиной 185 сантиметров, ботинки – SALOMON XLAB 140+.

Первая точка старта находилась на 70 метров выше входа в тестовый участок. Остальные точки старта были устроены выше по склону  с шагом 20 метров, что позволяло лыжникам входить на тестовый участок с различными скоростями.

Из материалов статьи видно, что минимальное время прохождения тестового участка наблюдалось при скорости входа чуть меньше, чем 20 метров в секунду. Превысить на входе  в тестовый участок уровень скорости  23.68 метров в секунду и при этом успешно пройти тестовый участок, никому из участников не удалось.

Интересно проследить, как менялась скорость лыжников при прохождении тестового участка. Лыжники заходили на тестовый участок с разными скоростями от максимальной - 23.68 метров в секунду (85 километров в час) до минимальной – около 10 метров в секунду. Но лыжники заканчивали тестовый участок с примерно одинаковой и достаточно скромной скоростью примерно в 14 метров в секунду (50 километров в час). Чайники сейчас начнут смеяться до икоты.

Можно, конечно, сказать, что «просто лыжники были «неумехами» и если бы поехал, скажем, Хиршер, или, на худой конец, скажем, Лигети (или наоборот), то уж они бы ускорялись в каждом повороте вплоть до скорости, скажем, почти звука. Или даже света! Почему нет?!

Но 34 балла ФИС – это очень высокий уровень для лыжника. По крайней мере,  для лыжников России. Не так давно я просматривал сайт ФИС и только 6 (ШЕСТЬ!!) горнолыжников на всю Россию имели меньше 34 баллов ФИС в ГС.

На самом деле, лыжники  из статьи очень старались превысить «барьер». И они ехали со скоростью,  соответствующей самым высоким спортивным стандартам.

В статье «Внутренняя лыжа или внешняя? Элитный ГС поворот в цифрах и инструкторские мифы» я приводил данные, согласно которым, скорость лыжников на  GS трассах Кубка мира  составляет 17.75±2,3 м/с. Среднее расстояние между воротами трассы составляет 26.24±2,25 м и средний горизонтальный развод ворот составляет 7.47 ± 2.93 м). Средний уклон для трасс GS Кубка мира составляет 17.8 ° ±7.0°.

Трасса, тестируемая в статье «Thevelocity barrierin giant slalom skiing: An experimental proof of concept», стояла на склоне с уклоном 27 градусов, расстояние между воротами – 23 метра, горизонтальный развод ворот – 8.5 метров.

Как я писал в статье «Почему слаломист едет медленнее гигантиста или эффект абсолютно упругого склона» средняя скорость лыжника в «равномерной» трассе уменьшается с ростом крутизны склона и с уменьшением расстояния между воротами. Расчеты показывают, что при уменьшении расстояния между воротами на 1 метр максимальная средняя скорость также уменьшается примерно на 1 метр в секунду. Поэтому, максимальная средняя скорость в «равномерной» трассе при расстоянии между воротами в 23 метра будет примерно 14 метров в секунду с учетом крутизны склона в 27 градусов. Таким образом скорость лыжников из статью соответствовала самым высоким международным стандартам.

            Идея существования «барьера скорости» (the “velocity barrier” (VB)) в горнолыжном спорте высказывалась многократно различными авторами. Например, «барьер скорости»  упоминался в статье 2012 года «Turn Characteristics of a Top World Class Athlete in Giant Slalom: A Case Study Assessing Current Performance Prediction Concepts», в которой исследовались проезды действующего чемпиона мира в ГС. В статье говорилось, что начиная с некой скорости, лыжник начинает совершать ошибки, которые не дают ему возможности увеличить скорость без риска схода с трассы.

Указанная причина существования барьера скорости, конечно, так себе причина. Но на безрыбье европейское научное сообщество удовлетворилось и этой.

Всего через каких-то 9 лет после того, как наличие барьера скорости было теоретически предсказано и опубликовано на сайте СКИ.РУ  барьер скорости был экспериментально зафиксирован. Величина барьера  с большой точностью совпал с оценочной величиной, которая была предсказана теоретически еще в 2014 году. Совпадение?(с)

+1
0  
Очень ленивый    пн. 22 Сентября 2025 (14:14)   #

Точно английские ученые. «Барьер скорости», да неужели? А то, что от постановки вешек, характеристик склона и умения участников этот «барьер» и его величина зависит - это разве ежу не понятно было? Надо эксперименты ставить? Теперь тренеры будут орать - не ускоряйся, здесь барьер!!

0  
Volk_1    пн. 22 Сентября 2025 (14:24)   #

Спортивная лженаука.

  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    пн. 22 Сентября 2025 (14:34)   #

Достаточно интересная статья.

Можно спорить, а можно "намотать на ус"wink.png

0  
Volk_1    пн. 22 Сентября 2025 (14:44)   #

Если ты при езде на авто подошел к крутому повороту на скорости 120 и не снижая скорости стал этот поворот проходить, то ты вылетел с дороги нах.

Где-тут Нобелевские премии дают?

 

ГЫ