+3

Лыжи для любителей. Дополнение к части 6. Варианты лыж для конькового хода

Иван Ф. Лента автора 16 Декабря 2020 (09:40) Просмотров: 1057 12

Предыдущие части (Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, часть 6) цикла были написаны в разное время, что необходимо учитывать при ознакомлении. Мелкие детали могут быть неактуальны. Идеи, выводы, рекомендации верны.

Все предыдущие части цикла «Лыжи для любителей» с разных сторон пытаются подступиться к ответу на вопрос о количестве лыж, необходимых соревнующемуся любителю. Для этого пришлось рассказать кое-что про лыжи и смазку. В части 6-й я опирался на распространённое деление парафинов по условиям применения. Градация парафинов понятна, будут понятны и свойства лыж, которые едут с этой смазкой.

В развитие темы заметим, что назначение смазки — улучшить скольжение лыж в конкретных снежных условиях. Первично именно состояние снега.

Давайте представим, сколько вариантов снежных условий и, соответствующих им лыж, можно насчитать:

  1. Плюс RED

  2. Средний мороз UNI

  3. Мороз BLUE

От этого зависит тип эпюры, общая жёсткость лыжи, размерность и степень остроты структуры. При таком грубом делении невозможно применение быстрых, но не универсальных, узкодиапазонных структур. Настраивать структуры по погоде придётся накатками.

1. Трасса плотная hard

2. Трасса рыхлая soft



От этого зависит общая жёсткость лыж, жёсткость пяток, носков, устойчивость на скручивание.

1. Зернистый, трансформированный снег grain

2. Свежий, пушистый снег fine

От этого зависит ТИП структуры. И накаткой не исправить.

Итого 2Х2Х3=12 вариантов. Многовато для любителя.

Чуть сократим. Трасса плотная = Трансформированный снег. Трасса рыхлая = Свежий, пушистый снег. Далеко не всегда.

6 вариантов радикально отличающихся друг от друга снежных условий.

 

Red

Uni

Blue

grain

grain Red=Hard Red

grain Uni плотная трасса с трансформированным снегом

grain Blue=Hard Blue морозный бетон

fine

Fine Red=Soft Red

Fine Uni свежий рыхлый снег, повышенная влажность

Fine Blue

морозная сыпучка

 

Будем называть лыжи для помеченных красным цветом снежных условий красными и т. д.

Красные варианты лыж многие любители пытаются не покупать, а приспособить под них жёлтые с помощью накатки и тёплой смазки, но я бы отказался только от одного из красных, от Hard Red. Именно такие лыжи надо выбирать повышенной жёсткости, на глянце жёсткая лыжа со спуска тормозить не будет, а в подъём вкатить поможет. Ракета! Но, плотная лыжня при плюсовой температуре бывает недолго, можно такие узкоспециальные лыжи не покупать.

6-1=5

В Москве плюс — это когда на трассе каша, снег зернистый, грязный. Белый пластик. Ну, серый, жёлтый или даже чёрный, как у нынешних Madshus на тепло. Но обязательно специальный. Ради сохранения грязеотталкивающих свойств поверхности базовую подготовку новых лыж парафином не делают. Сразу порошок. Т. о., жёлтые варианты лыж приспособить не получится. Базовый парафин на них будет жрать грязь. Также нужна линейная структура, минимально собирающая грязь.

В Питере плюс — это часто кисель из падающего чистого снега и воды на трассе. Белый пластик на чистом снегу не нужен, необходимо бороться только с подсосом. Это открывает путь к более специальным, чем линейные, структурам.

Итого, в Москве и Питере на плюс нам скорее всего нужны лыжи Soft Red с местными особенностями. От местных особенностей никуда не уйти.

Мы с вами подошли к выводу, что на любительском уровне для стартов в одном регионе желательно иметь пять грамотно подобранных вариантов лыж.

Никто не мешает вам самостоятельно пройти по всей цепочке рассуждений. Вы видели, какие грубые допущения принимались, очевидно, что детальный подсчёт возможных снежных условий на вашей домашней трассе увеличит количество необходимых пар. Но есть серьёзная проблема, лимитирующая ваши лыжные покупки больше, чем это делает бюджет.

К сожалению, невозможно прицельно заказать 5 пар лыж так, чтобы все они точно попали каждая в свой «цвет». Заказные лыжи тестируют на фабричном измерительном стенде, результаты тестов наносят на этикетку. Этикетка — основа для первоначальной сортировки лыж. Но есть важные параметры лыж, данных по которым нет на этикетке. Например, стойкость концов на скручивание. Простая жёсткость концов лыж, даже, если она измеряется - это не совсем про скручивание. Т.е., при заказе новых лыж вы только по слухам можете предположить, на трассу какой плотности будут изготовлены лыжи. А вам надо и HARD, и SOFT! Могут быть ошибки при выборе структуры. Фирменные структуры запросто могут не поехать в вашем регионе. Будете разбираться на снегу самостоятельно. Какую-то пару придётся перешлифовывать, какую-то продавать. Выбрать все необходимые варианты из лыж одного бренда одного года выпуска заведомо невозможно, придётся пробовать разные лыжи. Много разных лыж. Указанные выше пять комбинаций свойств лыж необходимы, чтобы не потерять ориентиры в поиске.

Подбор лыж - это интересный, но бесконечный процесс движения к идеалу

Фомкин И. С.

2020

+3
  • 1
0  
ToperHarlee    17 Декабря 2020 (09:00)   #

Кстати а где в СПб и области катают на беговых? Для конькового хода любительского уровня самая тема это россы. И не дорого и предложений в триале много. Из минусов очень они капризны к парафинам.  (сам катаю на X-ium wcs)

  • 1
0  
Иван Ф.    17 Декабря 2020 (11:57)   #

Пока в Питере погода не лыжная. Самое классное место - это Зеленогорск, Прибой. Правда, там со старта идёт болото и выровнять кочки очень трудно. Потому Росси в вес там не очень удобны. Для обсуждения статьи переходите на страницу форума https://forum.ski.ru/index.php?showtopic=41169&page=7

  • 1
0  
Мидвед    17 Декабря 2020 (12:26)   #

Т.е. "холодные" для для морозной погоды, жёсткой трассе при любой погоде? Отличаются цветом - синие и тонкой насечкой? В каком диапазоне температур рекумендуется их использование? 

  • 1
0  
Иван Ф.    17 Декабря 2020 (14:05)   #

Морозные при среднем морозе поедут посредственно. Даже по жёсткой трассе.

Морозные могут иметь концы разной жёсткости, которые будут по-разному скручиваться при боковой нагрузке. Более стойкие идут на жёсткую трассу.

В табличке морозных два вида. На бетон и сыпучку. Это разные лыжи. У меня на эту тему написана глава, ссылки вверху. Цвет синий условно. Тонкая структура и длинные зоны контакта со снегом. Cold пластик с меньшим содержанием графита, но не обязательно. В мороз белый пластик тоже катит. Главное - зоны контакта, т.е. эпюра.

У эпюры лыжи много степеней свободы. Можно делать горбы давления разной длины (температура). Можно сдвигать горбы к креплению, меняя форму зазора под колодкой и оставляя более мягкие концы (мягкость снега), можно делать концы легко скручивающиеся или стойкие (трасса).

Можно поиграть общей жёсткостью лыжи. т.е., весовкой. Это про особенности техники на спринтах и марафонах.

И это всё разные лыжи, на разные условия.

  • 1
0  
Иван Ф.    19 Декабря 2020 (00:22)   #

И торговля и производство заинтересованы в уменьшении номенклатуры лыж. Если пытаешься впарить покупателю дорогую вещь, боже упаси зародить у него сомнения в её свойствах. У покупателя должен быть один выбор - доставать или нет кошелёк. Должна сохраняться иллюзия. что если заплатил много, то ехать будет всегда. Но физику не обманешь! Вот об этом весь цикл статей.

0  
nsns    19 Декабря 2020 (13:19)   #

По факту любителю хватит 2х пар: теплые и холодные. Нет не фишер (боже упаси). Причем теплые должны быть обязательно с белым пластиком (s3 или редлайн +). А холодные... -ну скажем S1/ salomon blue

  • 1
0  
Иван Ф.    19 Декабря 2020 (16:57)   #

S1 Испания очень специальные. Францию не пробовал. Salomon blue хороши, но на глянец прилипают. Накатка не помогает. Согласен, что ради экономии любитель может терпеть не лучшее скольжение. Тогда не должен удивляться, когда его объезжают без усилий. Ведь главное - участие? Можно иногда помучиться. А как же удовольствие?

0  
nsns    31 Декабря 2020 (19:45)   #

Иван Ф.    19 Декабря 2020 (16:57)   #

 

S1 Испания очень специальные

видимо от года зависит- у меня 14-15 из триала (красно-белые носы)- они наоборот  очень универсальные и на мягкую трассу (носы и пятки чуть расходятся, структура елка-на свежий снег). А если россигнол едет по мягкой, то поедет и по жестой (на которой все летит).

  • 1
0  
Иван Ф.    6 Января 2021 (14:01)   #

Мы говорим не о самой возможности скользить на лыжах, а о том, чтобы лыжа не тонула на пухляке, не срывалась на льду, позволяла максимально эффективно толкнуться, была управляема. Ну и скользила лучше всех. Все эти свойства не абсолютны, а относительны. Т.е., просто стоять можно на любых лыжах, а экономно расходовать свои силы и выигрывать у одинаково подготовленных соперников можно только на подходящих по условиям. К сожалению, не бывает универсальных лыж. Каждую лыжу можно по совокупности свойств поставить в соответствие с ячейкой в табличке. И для условий в других ячейках такая лыжа не может быть наилучшей! Ваш соперник обгонит вас! Даже по жёсткой.

  • 1
0  
Иван Ф.    20 Декабря 2020 (12:16)   #

Фишер бывает очень разным. Может быть по жёсткости концов очень похожим на Росси. Это лыжи не из магазина, а из рук Родиной.

  • 1
0  
Иван Ф.    24 Декабря 2020 (10:04)   #

Сокращение количества пар лыж возможно в том случае, если в табличке вы  выбираете типы лыж, от которых можете отказаться. Например, вашу трассу готовят "Бураном", лыжников не слишком много, снегопады регулярно случаются. Трассу не успевают забить до "бетона". Можете отказаться от лыж на жёсткую трассу. Итого, у вас используются три пары лыж. И вам достаточно. Что же, поздравляю!

Старинный друг заострил внимание на этом факте.

  • 1
0  
MARTIN2    24 Декабря 2020 (16:11)   #
Мне достаточно трёх пар: тёплых, средних и "асфальтовых". Спортсменом я себя не могу назвать, хоть и катаюсь на X-ium.