0

По следам «Пяти навыков…»

iz Лента автора 20 Апреля 2004 (10:58) Просмотров: 622 19
Не так уж и давно была опубликована (на SKI.RU - прим. редактора) статья, вернее три, Анатолия Чухломина под общим названием «Пять основных навыков горнолыжника. Лыжная техника вчера и сегодня», чтобы её уже основательно забыли.

Статья была очень информативная и интересная. Автор просто обрушил на нас массу сведений и идей, переварить которые сразу было непросто. Мне, по крайней мере, потребовалось для этого довольно длительное время. А переварив, я и решил написать эту статью, представляющую нечто вроде сборника дополнений, замечаний и моих собственных соображений по ряду вопросов, затронутых автором «Пяти навыков…».

Поскольку переложение статей Чухломина хотя бы для того, чтобы читатель понял, о чем идёт речь, заняло бы слишком много места, я ограничился кратким цитированием. Цитаты выделены и идут строго «сверху вниз», т.е. в том порядке, в котором содержатся в оригинале. Поэтому и читать данную статью желательно, имея перед глазами оригинал. Надеюсь, что читателям, которых заинтересовали статьи А.Чухломина, будет интересна и эта.

Итак, глава 1, где автор делает интересную попытку определить цели и задачи горнолыжного спорта с энергетических позиций:

«Почему одни способны проходить горнолыжную трассу намного быстрее других? Ведь у гравитации любимчиков нет - ускорение силы тяжести g, как известно из закона всемирного тяготения, одинаково для всех…. Всем спортсменам на старте отмеряно определенное количество потенциальной энергии, определенное перепадом высоты между стартовыми и финишными воротами…»

Это не совсем так. У гравитации любимчиков нет, но у природы в целом, похоже, есть. Это упитанные коренастые ребята с хорошим аппетитом и соответствующим весом.
Всем спортсменам на старте отмеряно по одному и тому же перепаду высоты, а уж потенциальная энергия распределена в соответствии с массой лыжника. И у более тяжёлого лыжника её больше. И, что самое неприятное, распорядится ей он может более эффективно, нежели его антагонист. Об этом писали многие авторы, некоторые с конкретными цифрами в руках показывали, что, при прочих равных условиях, более тяжёлый лыжник имеет преимущество в скорости.

Причина, можно сказать, «витает в воздухе»: при увеличении «габаритных размеров» лыжника его объём и, соответственно, вес, и величина скатывающей силы, увеличиваются пропорционально кубу изменения линейных размеров, тогда как площадь его «поперечного сечения», от которой зависит величина аэродинамического сопротивления, увеличивается пропорционально только квадрату. То есть с ростом веса лыжника увеличение скатывающей силы больше, чем увеличение лобового сопротивления.

Поэтому более тяжёлый лыжник потенциально способен развить более высокую скорость, чем его более лёгкий конкурент тех же пропорций. Это, конечно, обидно для нас, дистрофиков, но ничего не поделаешь.

Далее автор довольно последовательно определяет «эффективность» управления лыжами с энергетической точки зрения, только вот окончательная формулировка:

«Таким образом, определение цели горнолыжного спорта можно переформулировать более специфично: скольжение по заранее намеченному пути с максимальным сохранением всех видов энергии (максимально эффективно)» слегка озадачивает.

По сути это видоизменённая формулировка закона сохранения энергии, всеобщность которого, увы, не по зубам бедному лыжнику. Что бы он там ни выделывал на лыжах, полная энергия не изменится ни на йоту и будет лишь переходит из одних видов в другие. К тому же, по заранее намеченному пути можно скользить с разной скоростью, и непонятно, чему отдавать предпочтение: скорости ли или сохранению мышечной, скажем, энергии.

Продолжим цитирование из первой главы: «Движения тела, ...собственно, и являются предметом анализа и изучения в той науке, которая называется техника горнолыжного спорта

Очень интересная оговорка, а именно о взаимоотношении науки и техники. Если традиционно наука идёт впереди и техника подтягивается, пытаясь воплотить в жизнь результаты науки, то в горных лыжах, по крайней мере, наука всё время пытается разобраться, что же делает техника. И пока она разбирается, техника её вытесняет, занимая её, «научное», место. Далее идёт статья вторая и глава 2, где автор перечисляет и характеризует все пять навыков. В части 2.1.1, касающейся стойки, он пишет:

«Могулистам, например, стабильность нужна как воздух, однако, такую роскошь как широкое положение лыж они позволить себе просто не могут: приходится держать ноги как склеенные, чтобы минимизировать затраты энергии на вращение лыж из стороны в сторону с большими угловыми ускорениями. Малейшее разведение ног в стороны вызывает увеличение момента инерции вращения системы ноги-лыжи.»

Я всегда полагал, что в могуле равновесие определяется именно узким положением лыж, поскольку изображать из себя «независимую подвеску» на бугристом склоне крайне сложно. Это же относится к глубокому пушистому снегу. Чем шире поставлены ноги, тем больше опрокидывающие моменты, возникающие из-за неровностей и неоднородностей опорной поверхности. Что до момента инерции, то он действительно увеличивается, но относительно «центральной» оси лыжника, которая, пользуясь образным языком автора, проходит через ****. Относительно этой оси у лыжника практически нет возможностей вращать разведённые лыжи, разве что посредством сильно утрированного навыка № 3.

Лыжник в широкой стойке вращает лыжи относительно их собственных осей, проходящих через голени, а эти моменты инерции не меняются при разведении лыж. Более того, в широкой стойке для вращения появляется такой мощный механизм как бракаж. Да и, вообще говоря, задача лыжника инициировать вращение и позволить лыжам вращаться самим, а не крутить их что есть мочи.

Далее (2.1.2.) автор пишет о второй составляющей первого навыка – о балансе. Честно говоря, обилие балансов, которые сам автор определяет как равноВЕСИЕ, несколько смущает. Если продольный и поперечный балансы вполне понятны, то балансы во вращательном и вертикальном движениях к весу, вроде как, отношения не имеют. Впрочем, может быть у «них» термин допускает более широкое толкование. Опять небольшая цитата из «продольного баланса»:

«Типичной ошибкой, например, является смещение баланса назад в той части поворота, где лыжи начинают движение по дуге из положения поперек склона к положению вниз, иными словами, в фазе 2 поворота - от «нейтральной точки» до линии падения склона.»

А вот непонятно, почему это является типичной ошибкой. Автор не оговаривал, что речь идёт о какой-то конкретной технике, а такие повороты, вообще говоря, описаны достаточно давно, как и условия, в которых они эффективны. Вообще в статье(ях) прослеживается определённый крен в сторону карвинговой техники, хотя автор и старается этого избежать.

Цитата из «вращательного баланса»:
«Инициирование поворота вращением верхней части тела или таза является типичным примером дисбаланса в этом плане. Также чрезмерное контрвращение верхней части тела – пример крайности другого рода.»

Если вспомнить про фан-карвинг, то это типичный пример обеих крайностей - умелого «злоупотребления» вращениями и в ту и в другую стороны.

Далее в части 2.2 приводится интересный материал о новой концепции фаз поворота, которая, как пишет автор, является, к тому же, одной из опорных для методологии обучения. Совершенно справедливо автор пишет, что традиционное разделение поворота на фазы страдало некоторым волюнтаризмом в определении переходных точек. Нынче же они привязаны к определённым физическим проявлениям, и могут фиксироваться достаточно точно. Но «непонятностей», по-моему, и тут избежать не удалось. Вот что, например, пишет автор о переходном этапе «по-старому»:

«Кроме того, непонятно, какая часть завершения предыдущего поворота и начала следующего относится к понятию переход

А что относится к этому понятию в предлагаемом делении? Фаза 1, которая заканчивается в «нейтральной» точке, то есть в момент плоского положения лыж? Так точка потому и «нейтральная», что ни к чему ни относится. Если эта точка может быть принята за начало следующего поворота, то почему бы ей не быть и концом предыдущего?

По следам «Пяти навыков…»По следам «Пяти навыков…» Кроме того, такое деление поворота на фазы приводит к интересным последствиям. Например, лыжник, спускающийся дугами не вдоль линии ската, а под углом к ней (рис.1) может оказаться в ситуации, когда из «единицы цикла» выпадает та или иная фаза. Верхние дуги (синяя линия) состоят из первой и второй фазы, а нижние – из первой и третьей. Для лыжника, спускающегося по красной линии, третья фаза пропадает вообще. Но, надо признать, всякое деление преследует свои цели, в данном случае – методологические. И, если такое разбиение поворота на фазы оправдано с этой точки зрения, то оно, безусловно, полезно. Автор, кстати, обещал ещё вернуться к этому вопросу.

Далее, в разделе «закантовка» ( 2.3.2.) автор пишет:
«Даже для простого поддержания постоянного радиуса, механика поворота диктует постепенное и плавное увеличение угла закантовки на протяжении всей дуги.»

Это правильно. Но не только увеличение угла закантовки, но, прежде всего, увеличение общего наклона тела, т.е. увеличение смещения центра тяжести внутрь поворота и, уже как следствие, увеличение угла закантовки. Это продиктовано условиями равновесия и, увы, входит в противоречие с постоянством радиуса поворота: для современных лыж с увеличением угла закантовки радиус поворота уменьшается (здесь речь идёт уже исключительно о резаном повороте).

«Иными словами, требуется обеспечить увеличение угла закантовки без изменения угла наклона центра масс внутрь поворота, так что ангуляция – единственный способ достичь этой цели.»

Так вот вроде не требуется увеличение угла закантовки без изменения угла наклона центра масс в ходе поворота, а, тем не менее, мы её наблюдаем. И наблюдаем преимущественно в последней части поворота. Рискну предположить, что ангуляция вызывается нарастающей необходимостью для лыжника поменять направление поворота. Для этого ему необходимо перевести лыжи на другую сторону относительно своего центра масс и перекантовать их. То есть, сделать так, чтобы траектория движения центра масс и траектория движения лыж пересеклись. В проекции, естественно, на плоскость склона. И сделать это быстро. Ангуляция позволяет ему перевести лыжи за счёт сгибания-распрямления ног, не вовлекая в движение верхнюю часть туловища. Иначе лыжник должен был бы переваливаться с одной стороны на другую подобно маятнику метронома. Кроме того, движение, что описывает автор (т.е. увеличение угла закантовки без изменения угла наклона центра масс), также способствует этому процессу. Уменьшая радиус поворота, «закручивая» конец дуги, лыжник нарушает условия собственного равновесия и начинает «падать» наружу поворота, перенося свой центр масс через лыжи. Есть ещё один момент, могущий определять некоторую ангуляцию в последней фазе поворота. Его мы затронем позже, когда дойдём до закона «соответствия».

В пункте 2.3.3 «Контроль давления» автор пишет:

«Контроль давления (pressure control) – способность лыжника вовремя разгружать и загружать лыжи в повороте, реагируя на изменение внешних сил, используя внутренные (мышечные) силы.

Внешне это выглядит как непрерывный процесс сгибания и разгибания всего тела, точно согласованный с фазами поворота»…


Это очень интересный момент современной техники, который пока ещё никто внятно не изложил. Действительно, давление лыжника на лыжи и, наоборот, лыж на лыжника в фазе ведения поворота складывается из двух составляющих. Первая, «натуральная» составляющая определяется массой лыжника и параметрами поворота: склоном, радиусом поворота и скоростью лыжника в повороте. С ней лыжник ничего поделать не может, не изменяя этих параметров. Вторая составляющая, как совершенно верно пишет автор, определяется вертикальной работой лыжника. Он может усиливать давление на лыжи или ослаблять его, используя инерцию верхней части тела в старом добром цикле «разгрузки-загрузки». В современном спорте существенно возросла «натуральная» составляющая: радиусы уменьшаются, скорости растут. Казалось бы, для того, чтобы добавить к этой составляющей что-нибудь существенное, должна возрасти и интенсивность вертикальной работы лыжника. То есть, должны возрасти амплитуда и скорость (правильнее сказать – ускорение) вертикальной работы. Но этого как раз и не видно. Лыжник, чтобы противостоять возросшим нагрузкам, осуществляет ведение дуги поворота после закантовки, как правило, с практически выпрямленной внешней ногой. Это позволяет снизить нагрузку на мышцы-разгибатели ног. Об этом единодушно писали многие авторы, и это, кстати, хорошо прослеживается на большинстве раскадровок, приведённых автором (к могулу это, разумеется, не относится). Но как можно осуществлять «процесс сгибания и разгибания всего тела» с выпрямленной внешней ногой? Это непонятно, да этого и не видно. Варьируется, в основном, наклон внутрь поворота («заклон», по Гуршману). Так за счёт чего же лыжник контролирует давление? Как он его может контролировать в положении, скажем, «гиперсгибания»?

«Движения сгибания-разгибания напоминают работу автомобильной подвески, удерживая центр масс тела от резких перемещений вверх и вниз и обеспечивая стабильный контакт лыж со снегом.»

Это понятно. Здесь речь идёт об обработке макрорельефа, бугра, например. Но это не характерно для подготовленных спортивных трасс, где рельеф сглажен. Между тем, в «старой» технике вертикальная работа была важной составной частью и на совершенно ровном склоне.

«Окончание фазы разгибания согласуется с концом фазы 2 поворота, максимум сгибания совпадает с «нейтральной» точкой.»

Вот ещё один характерный пример: в начале третьей, самой критической, фазы поворота лыжник распрямлён, т.е. лишен возможности оказать какое-либо дополнительное давление на лыжи. Для этого ему необходимо сначала «слегка упасть», чтобы туловище приобрело инерцию движения вниз, а это неминуемо приведет к снижению давления на лыжи.

Невольно возникает вопрос: а есть ли это самое дополнительное давление? Или лыжник принимает за него процесс противодействия «натуральному» давлению? Или оно приобрело какие-либо новые двигательные формы, нами пока не улавливаемые? Оставим это пока будущим исследователям и последуем далее за автором.

В главе 3 «… культ Внешней лыжи» автор затрагивает не менее интересный вопрос о распределении давления между внешней и внутренней лыжей. Дебаты в спортивной среде по этому поводу ещё не кончились чем-либо доказательным, и автор предпринял собственные попытки объяснить существующие разногласия, пускаясь для этого на рискованные и опасные эксперименты. Не каждый решится, по крайней мере, в присутствие жены, влезать с лыжами на диван (канты у профессионалов обычно острые). Меня самого давно интересовал этот вопрос: почему раньше нужно было строго давить на внешнюю лыжу, а нынче - равномерно на обе? Интересовал и интересует, поскольку меня не удовлетворяет предложенное автором объяснение.

Вот его основной тезис: «…увеличивая нагрузку, приложенную к середине лыжи, уже находящейся в полном контакте со снегом, можно, очевидно, еще более увеличить степень прогиба….

Действительное предназначение переноса веса на одну лыжу – это увеличение стрелы ее прогиба с целью выполнения резаного поворота меньшего радиуса.»


Действительно, можно увеличить степень прогиба. За счёт деформации снега. Если середина лыжи дополнительно загружена, то она дополнительно же врезается в снег, тогда как носок и пятка лыжи, в силу её упругости, остаются «недоврезанными», за счёт чего и образуется дополнительный прогиб лыжи. Хау (John Howe, «The New Skiing Mechanics») приводит даже некоторую аналитическую зависимость, полученную как раз из этих соображений.
Увеличить

Результаты его расчётов (Рис. 2), вроде бы, убедительно показывают, что такое влияние есть, и весьма значительное. Хау называет это «эффектом мягкого снега».

Вот, вот. У нас-то речь идёт, прежде всего, о спортивной технике и применительно к спортивным, соответственно, трассам. А они всегда были жёсткими. И сейчас и во времена «культа внешней лыжи». Настолько жёсткими, что дополнительную деформацию снега, сравнимую по величине с «недополнительным» прогибом лыжи, на них получить практически невозможно. В это очень легко убедиться непосредственно на снегу, давя на лыжу что есть силы и даже призвав на помощь коллег по работе.

Следующий (и основной) спорный момент, связанный с этим вопросом, заключается в статичности исходных рассуждений. Молчаливо предполагается, что лыжа, первоначально деформированная таким образом, в дальнейшем продолжает движение по дуге, сохраняя свою «дополнительно деформированную» форму. А это – вряд ли. Если для неподвижной лыжи её упругости недостаточно для того, чтобы носок и пятка врезались в снег вслед за серединой лыжи, то для движущейся лыжи это не так. Как только лыжа начнет двигаться, носок и пятка также начнут врезаться в снег, ликвидируя тем самым начальный дополнительный прогиб. И будут врезаться в снег до тех пор, пока силы, действующие между лыжей и снегом, не придут в некоторое равновесное состояние, анализировать которое мне не позволяют умственные способности. Априори можно сказать только, что общая тенденция такова: чем лыжа глубже погружена в снег, тем больше радиус поворота. Так что, возможно, дополнительное давление на лыжу приводит, наоборот, к увеличению радиуса поворота.

Проверить это также несложно. При помощи той самой линейки, которая уже была использована автором. Найдите снег подходящей плотности (я проделывал это прямо на трассе, чем вызвал большое оживление в рядах юных спортсменов), согните линейку в дугу и воткните её ребром в снег. Она, естественно, останется в этом прогнутом состоянии. Но стоит только начать двигать её по дуге (не забывая при этом постоянно давить на её середину, чтобы соблюсти условия эксперимента), как концы линейки начинают врезаться в снег, а сама линейка начинает стремительно выпрямляться. Можно проделать это в различных вариациях, с различными прогибами и углами закантовки, но результат будет тот же. Примерно так же будет вести себя и лыжа. Поэтому я бы воздержался считать вопрос о внешней лыже закрытым. А именно вопрос «почему раньше …?», а не вопрос «как лучше …?». Последний, как, опять же, совершенно резонно пишет автор, уже решён практикой.

«С того времени горнолыжники были озабочены, главным образом, выполнением трех задач:
  • закантовкой лыж
  • дополнительным прогибом за счет скольжения только на одной лыже
  • дополнительным прогибом путем загрузки передней части лыжи в начале поворота с последующим переносом нагрузки на заднюю часть к концу поворота.»
С пунктом 2 мы только что разбирались, но и пункт 3 вызывает некоторое удивление своим чередованием прогибов. Зачем лыжнику прогибать сначала переднюю часть лыжи, а затем заднюю, если ему тотчас же придётся снова прогибать переднюю. Что он этим преследует? Ведь получается, что посередине он ничего не прогибает. Не лучше ли ему было бы прогибать что-либо одно – всё суеты меньше. К тому же, «старая» лыжа, а речь здесь, как я понял, идёт именно о ней, плохо приспособлена для прогибания таким образом. По причине отсутствия, вернее, малости бокового выреза. Чем долго говорить, проще проверить. Благо, линейка под рукой (Надеюсь, читатель уже проникся уважением к этому столь многогранному инструменту. К сожалению, бытующая до сих пор косность производителей линеек оставляет нас пока без линеек современной геометрии, т.е. с боковым вырезом. Не то бы мы имели полный набор средств для анализа.). Так вот, таким образом линейка не желает изгибаться. Потому как ребро полностью лежит на плоскости и этому препятствует. Соответствено, и для лыжи это будет малоэффективно.

Но современной лыже с боковым вырезом ребро не мешает, и она может быть действительно изогнута так, как пишет автор, - неравномерно, т.е. с бо’льшим изгибом передней части, нежели задней. Или наоборот.

Что же из этого следует? А то, что построенный атором на этой основе анализ, возможно, не совсем корректен. Возможно, что одно и то же действие, - перенос нагрузки вперед или назад, - преследует в «старой» и «новой» технике разные цели. Но визуально это может восприниматься как возврат к«старому»:

«Приемы «старой» техники, когда это необходимо, стали вновь появляться в арсенале ведущих горнолыжников. Например, энергичное использование ботинок для сгибания лыж в передне-заднем направлении видно в слаломе весьма отчетливо… .»

Результатом анализа стал сформулированный автором закон соответствия:
«Характер применяемой горнолыжниками техники зависит от соотношения двух параметров: минимального радиуса резанного поворота «r» пары лыж, который возможно совершить простой закантовкой (без дополнительного прогиба двумя описанными выше способами), и радиуса поворота «R», который предлагается на этих лыжах выполнить.»

Надо признать, что законы автору удаются, - с ними приходится соглашаться. Безусловно, характер техники зависит от радиуса поворота и конкретной пары лыж. Вопрос в том, какой это характер, - «старый» ли, как следует из контекста, или какой ещё? Есть ли действительно «рецидив» «старой» техники, «спровоцированный» FIS? Я склонен доверять в этом автору, поскольку он занимается лыжами профессионально и больше нашего видит и слышит. В заключение я хочу только привести пример как раз на эту тему: как лыжник приспосабливает свою технику для борьбы с этим самым R/r.

Фото с сайта www.youcanski.com
Фото с сайта www.youcanski.com
Взгляните на Рис. 3. На нём отчётливо видно, что лыжи у лыжника задействованы только наполовину. Передняя часть лыж висит в воздухе. И это не есть какой-то мимолётный момент, связанный с переходом из одного поворота в другой. Лыжник устойчиво и уверенно ведёт дугу. И такое ведение далеко не редкость, а скорее уже «классика жанра», характерная для третьей фазы поворота. В той или иной мере такое ведение прослеживается на большинстве раскадровок гиганта, в том числе и на приведённых автором.

Какие же цели преследует лыжник, ведя лыжи таким образом? Простые: затянуть дугу поворота, т.е. увеличить его радиус, и не сорваться при этом в чистое соскальзывание. Механика этого приёма ведения лыжи тоже несложна. Лыжник выводит носки лыж из зацепления со снегом в той мере, в которой ему это необходимо, что приводит к уменьшению «эффективной длины» лыжи, т.е. той её части, которая непосредственно взаимодействует со снегом. Это, в свою очередь, приводит к уменьшению прогиба лыжи, и, соответственно, к увеличению радиуса поворота. Конечно, это нельзя назвать «чистым» резаным ведением, но такой приём позволяет увеличить радиус поворота не уменьшая угла закантовки. Последнее, т.е. уменьшение угла закантовки в ходе поворота, чревато срывом резаного ведения. Судите уж сами – какой это характер техники.

Да, забыл сказать: такое ведение сподручнее (не могу сказать – необходимо) исполнять из положения некоторой ангуляции.

Вот, пожалуй, и всё, про что я хотел написать «по следам…».
Автор: Игорь Изыльметьев
0
0  
V.O.    2 Октября 2004 (22:59)   #
8) Хорошее занятие писать о технике катания. Еще лучше комментировать написанное.

Эдак можно выделить отдельное направление: есть спортсмены, есть фрирайдеры, есть карверы и т.д., а есть писатели.

Хорошо, когда каждый занимается тем, что ему нравится
0  
ITScript    5 Ноября 2005 (10:21)   #
А есть люди жизнь которых очень плотно связана с горными лыжами и которые очень неплохо в них разбираются, и деляться с нами своими знаниями. Спасибо им за это. А кому не нравиться может не читать.
0  
Skipper    7 Ноября 2005 (03:18)   #
По-моему, автор допустил две ошибки.
Во-первых, исследовать лыжную технику с точки зрения физики - занятие неблагодарное (хоть и модное). Снег на естественном склоне - очень сложная и многообразная вещь, а процессы взаимодействия снега с лыжей - это вообще запредельно. Когда автор пишет о том, что наука, дескать, все пытается разобраться, как это происходит - он лукавит: не пытается она, совсем не пытается :cry:
Во-вторых, боковой вырез на лыжах классической геометрии мал, но не настолько, чтобы лыжа походила на линейку. По-моему, общеизвестно, что резаный поворот применялся еще 50 лет назад, а на классических лыжах 90-х годов довольно легко режется дуга радиусом около 20 м (можно и меньше). Соответственно, все, что иллюстрировалось линейкой, неверно :?
А вообще, отчего ж, нормальная статья, только не проработанная :-D
0  
iz    7 Ноября 2005 (09:57)   #
Сильно удивился, увидев всплеск дисскуссии по прошлогодней статье, да ещё так рано утром. Да ещё в экспролетарский праздник. Попробую ответить.
QUOTE(Skipper)
По-моему, автор допустил две ошибки.  
Во-первых, исследовать лыжную технику с точки зрения физики - занятие неблагодарное (хоть и модное).

Автору, увы, неизвестны другие способы анализа движения вообще и лыжника в частности. Возможно, этим и объясняется "модность". Что до "благодарности" - так кто ж спорит!
QUOTE(Skipper)
Снег на естественном склоне - очень сложная и многообразная вещь, а процессы взаимодействия снега с лыжей - это вообще запредельно. Когда автор пишет о том, что наука, дескать, все пытается разобраться, как это происходит - он лукавит: не пытается она, совсем не пытается :cry:

Да пытается она, пытается. Тому есть много примеров. Но в статье шла речь о том, что все эти "запредельности" решаются преимущественно "опытно-практическим" путём, нежели на основе каких-то теоретических конструкций. Но это мнение автора, возможно, неправильное.
QUOTE(Skipper)
Во-вторых, боковой вырез на лыжах классической геометрии мал, но не настолько, чтобы лыжа походила на линейку.... Соответственно, все, что иллюстрировалось линейкой, неверно :?  

Ни боже мой! Линейка, как "инструмент познания", была введена автором оригинальной статьи ("Пять навыков..."), и с той же целью ему и противопоставлялясь. И иллюстрировала она как раз особенности в поведении лыжи без бокового выреза.
0  
ITScript    7 Ноября 2005 (10:41)   #
QUOTE(Skipper)
Снег на естественном склоне - очень сложная и многообразная вещь, а процессы взаимодействия снега с лыжей - это вообще запредельно.


Тем не менее, существует такое понятие как "техника катания", и вобщем и целом она одинакова для всех лыжников (в определенной дисциплине).
На чем же тогда эта техника основана если процесс катания не может быть обоснован физическими процессами?
Любые процессы в природе сложны и зависят от множества факторов.
Но это не значит что их нельзя изучать. Для это человек и придумал построение модели физического процесса и изучает его абстрагируясь от несущественных факторов.
Не вижу причин чтобы не использовать тот же метод в изучении движения на лыжах.
0  
Skipper    9 Ноября 2005 (00:49)   #
QUOTE(ITScript)
На чем же тогда эта техника основана если процесс катания не может быть обоснован физическими процессами?

Конечно, он может быть обоснован, еще как может :-D Но сделать это по-настоящему, не ограничиваясь, как это часто бывает, школярскими рассуждениями про центробежную силу, очень и очень сложно. Даже при поверхностном анализе становится ясно, что проблема лежит на стыке механики, сопротивления материалов, физики твердого тела и биомеханики #-o Поэтому герой, который сделает это, достоин звания заслуженного корифея всех наук, а также и Нобелевской премии =D>
0  
Zef    9 Ноября 2005 (05:28)   #
Мдя... А еще - вибрационные факторы не учли. И тот момент, что силовая выносливость человека ограничена - не всегда удается удержать весь поворот, особенно - в конце трассы.
0  
ITScript    9 Ноября 2005 (10:01)   #
Любой процесс в природе кучи различных факторов которые не возможно учесть при изучении. Для этого и существует "моделирование". При построении модели главное учесть основные факторы, и остальные отбросить как "несущественные". Чем и занимаются авторы достаточно успешно.
0  
Skipper    9 Ноября 2005 (13:53)   #
[quote=ITScript]Чем и занимаются авторы достаточно успешно[/quote]
Занимаются, да. Но по-моему, не успешно. Прежде, чем абстрагироваться от незначимых факторов, нужно их увидеть и оценить. Многие же авторы, как мне кажется, отбрасывают те факторы, которых не понимают sad.gif В принципе, такой подход созвучен эпохе.
0  
Evgeny    9 Ноября 2005 (15:45)   #
Процесс катания безусловно обусловлен физическими процессами.
Наша цель управления - это управление силами, моментами и импульсами, действующими на нас.
Эта цель достигается через развитие навыков. А навыки развиваются на основе методик.
Ничего нового в лыжах, за все время их существования человечество не изобрело.
Все развитие идет только по пути акцентирования полезного и уменьшения вредного, т.е. стремления к некому идеалу, который сам по мере развития может изменяться.
Поэтому статья и та и другая полезны, хотя спорных моментов предостаточно.
Строить точную модель - бессмысленно, а степени приближения зависят от задач, которые мы стремимся решить этими приближениями.
0  
Skipper    9 Ноября 2005 (16:09)   #
[quote=Evgeny]Эта цель достигается через развитие навыков[/quote]
=D> =D> =D>
Хотя, когда я от старости уже не смогу кататься практически, вот тогда будет самое время заняться, наконец, математической теорией катания. Может быть, к тому времени у меня и ума прибавится :roll:
0  
Evgeny    9 Ноября 2005 (16:52)   #
Skipper - рано хлопаешь. Методики, увы, развиваются на основе моделей sad.gif и практического опыта. :-D Обжегся на молоке, дуй на воду. Вот и методика.
Прежде чем выпить, дунь. Лучше сказать, выдохни.
0  
Skipper    9 Ноября 2005 (17:17)   #
В горных лыжах (да и в любых занятиях такого рода) мастерство передается непосредственно от человека к человеку. И катание на лыжах, и обучение катанию - суть ремесла, успех в них зависит только от квалификации ремесленника (лыжника, инструктора, тренера), т.е. от его практического опыта :roll:
В случае появления адекватной модели, на основе которой можно строить обучение или даже само катание, эти занятия перестанут быть ремеслами, чемпионов мира можно будет готовить серийно, а любители станут впадать в экстаз от одного только вида лыж :mrgreen:
К сожалению, эти занятия одновременно потеряют привлекательность :cry:
0  
Evgeny    9 Ноября 2005 (17:48)   #
Согласен на все 100. Да мы и не противоречим друг другу. Просто модель - это не строгое математическое выражение или система уравнений, а более широкое понятие. Даже для самого захудалого ремесленника, когда-то разработали модель, по которой он с успехом и точает сапоги. Но сменилась мода, изменились материалы и кто-то начинает моделировать. И вот уже наш захудалый ремесленник - точает совсем другие сапоги. Вопрос только в том, есть у него силы и способности самому понимать что изменилось и самому что-то изменять.
0  
ITScript    9 Ноября 2005 (19:43)   #
[quote=Evgeny] Просто модель - это не строгое математическое выражение или система уравнений, а более широкое понятие.
[/quote]
Модель - это строгое и формально выраженное понятие значительно более узкое реальности (в силу самой сути понятия).

А любые техники, методики и даже особенности снаряжения так или иначе находят отражение в модели. Новая геометрия лыж - яркое подтверждение научной стороны прогресса.
0  
Evgeny    9 Ноября 2005 (20:08)   #
А кто же спорит-то. При конструировании лыж, безусловно нужны модели, выверенные с научной точки зрения. Я думаю, что индустрия тут работает в полную меру. А при анализе техники, тем более любительской, скорее важны модели качественные, хотя и они должны отражать реальность.
Высчитывать силу реакции в конкретной точке траектории вряд ли уместно. А вот как она будет изменяться при тех или иных условиях и как ее можно менять по величине, направлению и т.п. - это, как говорил классик, "архиважно"
0  
ITScript    9 Ноября 2005 (20:22)   #
[quote=Skipper]Занимаются, да. Но по-моему, не успешно. Прежде, чем абстрагироваться от незначимых факторов, нужно их увидеть и оценить. Многие же авторы, как мне кажется, отбрасывают те факторы, которых не понимают sad.gif В принципе, такой подход созвучен эпохе.[/quote]

Такой подход не только эпохе соответствует, но и является стандартным.
Ты можешь оценить влияние солнечной радиации на лыжника? А мне вот этот фактор видится очень значимым...

Модели в том числе различаются и по количеству учтеных факторов что влияет на их "точность"/"реалистичность". Как и все начинания, постоение модели начинается с малого (количества факторов в данном случае).

Если человек сумел построить и обосновать модель с количетвом факторов N, респект ему. А если ты можешь создать и расчитать модель с N+1 - респект и тебе. А до тех пор будем ссылаться на первую модель. Так как она ничем не хуже/неправельней второй. Она просто имеет N факторов.

С другой стороны модель может различаться и по способу и цели построения. К примеру автор "пяти навыков" использует эти самые 5 навыков для обоснования техники необходимой для правельного движения лыжника.
0  
ITScript    9 Ноября 2005 (20:25)   #
[quote=Evgeny]Высчитывать силу реакции в конкретной точке траектории вряд ли уместно. А вот как она будет изменяться при тех или иных условиях и как ее можно менять по величине, направлению и т.п. - это, как говорил классик, "архиважно"[/quote]

Согласен, потому и считаю "пять навыков" статьей интересной и актуальной.
0  
Evgeny    10 Ноября 2005 (16:53)   #
Я тоже считаю, что статья полезная во многих отношениях, хотя определенные замечания к ней есть. Например, там написано: "На траектории движения можно выделить своего рода критические точки, в которых меняется характер взаимодействия приложенных внешних сил и движения частей тела лыжника."
Далее идет речь о фазах поворота и выделяются три фазы и соотв. характерные точки.
Точка 1 - точка начала раскантовки, точка 2 - точка плоского положения лыж и точка 3 - точка пересечения линии склона.
Если с точкой 1 еще можно согласиться, то точки2 и точки 3 вообще-то не очень характерные. Это разбиение мало чем отличается от существовавших ранее.
Фаза 1 - та же фаза завершения, Фаза 2 - фаза инициации, фаза 3 - фаза ведения. Ну инициацию чуть вытянули, а ведение - чуть подсократили.
Далее методология, которая состоит из трех частей. Концепция навыков и концепция балансов, которые по сути один из навыков.
Ну и т.п.