Вообще снежные поля Чегета (а трассами это назвать язык не поворачивается, катающийся народ вокруг постоянно спрашивает друг друга: "Куда ехать? Где трасса?" и, как правило, ответом на этот вопрос в девяти случаях из десяти является: "Не знаю, сам еще не нашел, туда - камни, туда - кусты, каждый раз какими-то новыми путями спускаемся"), особенно в верхней части в хорошую погоду располагают к осмыслению философских вопросов жизни. Тем более, что кататься там весь день без остановок, как на Банном, по крайней мере поначалу, не получается, тело быстро устает от долгих траверсов на одном канте и через несколько спусков требует расслабления. А уж про то, что это Мекка фрирайда, никак не дают забыть постоянно уходящие группы лыжников и сноубордистов с верхней станции креселки вверх по склону.
Январская поездка в Санкт-Антон не смогла удовлетворить жажды свежего снега из-за плюсовых температур, наста и небольшой травмы. Поэтому во второй половине февраля нарастающий зуд заставил активно просматривать сводки погоды. 21 февраля выбор сделан, снаряга собрана, еду в Драгобрат. Сам поселок в сравнении с более чем пятнадцатью предыдущими курортами занял место самого живописного. Узкое извилистое ущелье с высоченными елями под шапками свежего снега вряд ли кого-то оставит равнодушным.
В этом году пришла пора показать большие горы моей 8-летней дочке Кате (горнолыжный стаж по московским пригоркам – 3 сезона). «Прописаться в горнолыжники», так сказать. Поэтому к выбору места для ее дебюта я отнеслась основательно. Выбор пал на мою любимую Австрию, а в ней на Бад Гастайн, потому что к большой и несложной зоне катания там неизбежно добавляется лучшее, на мой взгляд, апре-ски - купание в термальных источниках.
На второй день выехали на Kaprun. Взяли там абонемент на три дня за 116 евро. Этот абонемент распространяется на все спуски Zell Am See, Kaprun, Schudorf, Schmittenhohe и Kitzteinhorn. Спуск на Kaprun считается легким. Но я к нему привыкла только на третий день. Он очень длинный и интересный. Не просто спуск вниз, а спуск разноуровневый. Но готовьтесь, что на этой горе всегда полно учеников, особенно деток. Здесь кататься можно только до 13:00. Солнце припекает, да плюс народу многовато. Так что склон раскатывают так, что уже кататься неприятно. Много рыхлого снега. Поэтому после обеда поехали на ледник Kitzteinhorn. Там можно и покататься и просто съездить на самую высокую точку ледника 3029 м посмотреть панораму. Завораживает!
Погода стояла солнечная и теплая все две недели, но снега было маловато, поэтому часть трасс, особенно внизу, была закрыта. Впрочем, и на самом верху, в районе Флэйна, тоже несколько трасс было закрыто - они были ободраны до скального грунта. Из беседы с работником снежного патруля выяснилось, что для полноценного функционирования курорта необходимо минимум два метра снега, а выпало примерно метра полтора. Он объяснил это сложным скальным рельефом.
Конечно, если бы в этом году было больше снега, и погода была лучше, а в отеле первые два дня напрягов не было, лыжи получил бы те, которые хотел, то каталка понравилась бы больше. Хотя и сказать, что она не понравилась, нельзя. Достойное место, впечатляет большим количеством трасс и их разнообразием. Все же мне австрийские трассы нравятся больше, чем пологие итальянские. Наверное, вернулся бы еще раз.
Я очень пожалел, что отказался от поездки в Альпы. Полагал, что в КП получится дешевле и хотелось посмотреть, что же такого волшебного сделано в плане подготовки к Олимпиаде. Действительно получилось дешевле, но не намного. Но это если смотреть абсолютные цифры. И не брать в рассмотрение все потраченные нервы. Здесь мое глубокое убеждение – российские горные курорты для меня перестали существовать. Больше я ни в КП, ни в Приэльбрусье не поеду. Нервы дороже. Не говоря уже о жизни.
4 марта 2011 года впервые в жизни приехал на Домбай. До этого катался в Финляндии, в Саянах, на Урале… На лыжах третий сезон. Этой зимой еще ни разу нигде не падал до Домбая…
За то время, что мы были там, успели покататься и по пуху, и покарвить по свежим отратраченым склонам, покататься по лесу и получить кайф от фрирайда, посмотреть на сходящие лавины и посетовать на отсутствие лавинного снаряжения. В общем, огромное разнообразие трасс и возможностей для катания, все зависит от Ваших навыков и умений.
Трассы широченные, отутюженные, без бугров, и снег везде был. Мне полюбилась трасса № 10, мы ее окрестили «фиолетовая», т.к. в начале стоял фиолетовый домик. А еще понравилась трасса №9 Spring. Примечательно то, что в будни каждый день катались слабовидящие лыжники с проводниками, а еще спортшкола каталась каждый день. А так, иной раз, вообще в одиночестве можно было спускаться. Впечатления от склонов самые лучшие.
Маршрут спланирован. Цели поставлены. Суворов, конечно, круче, но в масштабах моего понимания об отдыхе напрягло уже то, что графа №31 в итальянской анкете для получения шенгена не вмещает названия шести отелей… Тут у меня и Франция, и Швейцария, и Италия, и Германия (куда ж без нее по эконом тарифу). К тому же катание пало жертвой ради культурной программы. Лыжи запланированы только на «домашнем» курорте Аосты – Пиле. Но может, это и к лучшему, так как сынуля Кирилл за две недели до отъезда ломает ногу. В брейсе от щиколотки по самые-самые на горнолыжном курорте не очень интересно.
На горнолыжном курорте «Роза Хутор» прошло без особой помпы и шума знаковое мероприятие: этап Кубка Европы FIS по горнолыжному спорту. Знаковое? Почему? Это первое международное соревнование на олимпийских трассах в России! Для большинства лыжебордеров и любителей зимнего отдыха, к сожалению, эти слова – этап, Кубок Европы, мира, FIS являются шумовым фоном на фоне других спортивных новостей.
Тогда как в Альпах такого рода мероприятия собирают до сотни и более тысяч зрителей и превращаются в праздник национального масштаба.
Жалко, что не удалось застать в Тине такое знаменательное событие, как Winter X Games в марте - для меня это хотя бы отчасти смогло компенсировать отсутствие свежего снега в такой жемчужине внетрассового катания, как Espace Killy, объединяющем два замечательных городка - собственно Тинь и более гламурный Валь д’Изер. Но в целом.... не осталось никаких иных претензий к этому замечательному региону катания, объединяющему огромное количество совершенно разнообразных трасс. Здесь найдется место для всех: для маленьких детишек, для начинающих, для продвинутых лыжников, для тех, кто катается уверенно, но предпочитает комфортные спуски, для отчаянных любителей карва по склонам, сертифицированным FIS, для парковых крыс, а также для поклонников жесткого и не очень фрирайда.
Это не футбол. Поклонники и поклонницы чемпионов по параллельному слалому не стоят в очереди за автографами. 20 000 зрителей (о которых мечтают устроители этапа) не видели соревнований живьем. Они таращились на гигантские телеэкраны в перерывах между номерами звезд попсы на смотровой площадке Воробьевых гор. Но истинные болельщики получили удовольствие.
Часть 3. С парафинами, структурами, эпюрами лыж в самом общем смысле всё подчиняется единому правилу: новый, пушистый снег неплотно прилегает к СП, как «промокашка» отбирает воду из водяной плёнки, требует для скольжения более жёсткого парафина, более гладкой структуры, более плавной эпюры, чем следует из показаний термометра.
В этом году в Кыргызстане снега нет! Все базы возле Бишкека нервно курят! Это должно породить толпу любителей там, где снег есть! Это очень напрягало по мере приближения даты вылета! Но - ура! Снег – есть, толпы – нет! Снега, как утверждали бывалые, было маловато, но через три дня он пошел, дабы мы опробовали по полной на НЕМ свои новые снаряги! Возможностей пофрирайдить – предостаточно! Катали без гидов, поэтому иногда выползали значительно ниже подъемников, в чем тоже – свой кайф!
Часть 2. Изготовители лыж используют разные технологии и старательно защищают их от конкурентов патентами. Кроме того, они имеют разное представление о том, что такое «идеальная лыжа». Это хорошо! Разные зимние условия требуют разных лыж.
Для себя мы выбрали две большие зоны катания Чермис и Латемар. Остальные зоны катания были маленькие, поэтому решили даже не тратить время на их изучение. В регионе Валь-ди-Фьемме зоны катания не объединены друг с другом системой подъемников, то есть на лыжах перемещаться между зонами катания нельзя, только на автобусах. Соответственно регион Валь-ди-Фьемме не объединен с другими регионами, например, Валь-ди-Фасса. Несмотря на указанные минусы, регион катания достаточно хороший. В среднем можно оценить на четверку. Вполне хватает трасс, чтобы покататься неделю. Латемар является наиболее интересной и самой большой зоной катания в Валь-ди-Фьемме.
Роза Хутор - курорт европейского уровня. Поражает воображение, что все создано на абсолютно пустом месте. С нуля, что называется! Это действительно великое дело. Ну и сто раз везде говорили, что здесь единственные в России - сертифицированные FISом трассы, на которых можно проводить соревнования горнолыжные любого уровня! Через три года здесь будут соревноваться олимпийцы. Ну, а в минувшие выходные прошли тестовые соревнования - Кубок Европы.