Я и моя семья любим горы и горные лыжи. Как и все, ездим на известные всем горнолыжные курорты. А вот мой сын занимается спортивными горными лыжами и в прошлом году по итогам первенства России попал на международные соревнования, проводимые (внимание!) в апреле на юге Италии. Я решила поехать болельщиком, а заодно и сама покататься, если вдруг получится. Долго рассуждала, тащить лыжи или нет, апрель все-таки. В этот момент мне даже в голову не приходило, что больше всего удовольствия я получу именно от катания, от пушистого снега и отличных горнолыжных трасс.
Aspen Highlands - одна из самых продвинутых, в плане сложности, гора в Штатах. Реально только для взрослых. Новичкам и прочим пляжно-фляжным, думаю, все же нет смысла с нее начинать. Здесь больше черных и "дабл" черных, ну и, конечно, самый писк, крик, восторг и чуть-чуть нецензурной лексики, - знаменитость - Хайлендс Боул!
Часть 6. Сегодня отправимся на прогулку по пешему маршруту Вернацца-Монтероссо. Маршрута туда два, один платный и полегче номер 2 на карте, другой бесплатный и потруднее. Начать решили с более трудного. В Европе очень популярны всяческие пешие маршруты, но с платным сталкиваемся впервые. Вообще, это целая туриндустрия, придумали складные палки, треккинг обувь, специальную одежду и т.д. У нас ничего этого нет, но есть желание, а это как раз тот случай, что этого вполне достаточно. Подойдут обычные кроссовки, ну не на альпинистское же восхождение идём. Солнцезащитный крем, головной убор и вода, прихватываем и черешню. Всё, в путь! Да, чуть не забыла, купальник и полотенце тоже брать.
Район очень живописный. Горы, конечно, невысокие, но какие-то «домашние», и лес очень их украшает. Половина трасс проходит по лесу, выше начинаются открытые пространства с безлесными пологими вершинами. На другой стороне долины возвышаются скалы Вильдер Кайзер. Катание оказалось интересным, не пожалели ни разу, что поехали именно сюда. Да, всего 250 км трасс, но практически нет длинных траверсов и переходов из зоны в зону, все время катаешься. От нашего поселка мы поднимались на вершину горы Хох Зальве, откуда в разные стороны расходились трассы.
Нравится мне вся эта предполетная суета: ожидание, планирование, предвкушение. Это, как и с любым праздником, который очень ждешь: мысли, мечты, надежды. А чтобы не было разочарований от несбывшихся ожиданий, как правило, неплохо владеть информацией и знать, чего ты, собственно говоря, хочешь. Она огромна и неповторима, великолепна и велика, с размахом от Аляски до Флориды, от Атлантического до Тихого океанов. Страна, которую стоит хотя бы единожды увидеть.
Изучив схему склонов, обнаружили несколько синих и красных трасс, и всего одну черную. С нее, родной, начали и ее же придерживались все остальное время. Впечатление: склон подготовлен отменно! Когда они успевают это делать, непонятно - ни разу не встретил ратрак на склоне. Их черная - как наша красная с натяжкой. Фишка ее в том, что она самая широкая из всех трасс и имеет в одном из мест максимальный уклон до 45 градусов, но этот отрезок относительно не большой. Экстрим заменило удовольствие от длинных и размеренных дуг, на самом «уклОнистом» месте получалось закладываться практически параллельно склону, классика жанра!
В начале декабря 2010 у меня случилась командировка в Штаты, в Сиэтл, на две недели. Поскольку покататься на лыжах в США хотелось уже давно, под это дело из начальства был дополнительно выбит недельный отпуск. Изначально я собирался обкатать местные курорты в штате Вашингтон, однако знающие люди на горнолыжных форумах убеждали меня не размениваться по мелочам и ехать в Калифорнию (Тахо) или Юту (Солт Лейк Сити). Как раз в это время (середина ноября) случились мощные снегопады на западе США, в результате которых на некоторых курортах в Юте, например, выпало до 3 метров снега. Это и определило мой выбор. Итак, на пять дней я отправился в СЛС с целью покататься на нескольких курортах и увидеть уже, наконец-то, «величайший снег на Земле» (рекламный слоган горнолыжной Юты).
И вот мы наверху, повсюду раздается зажигательная музыка, она создает соответствующее настроение, хочется горы свернуть, в смысле обкатать. Отсюда великолепный вид на грандиозный и величественный Китцштайнхорн. Не мешкая ни секунды, в радостном возбуждении спешим опробовать все трассы. Решили обойтись без обеда, есть совершенно не хотелось, а больше не хотелось тратить на это время, начали катание поздновато.
Собрались мы три года назад с друзьями, и решили: а не покататься ли нам в Альпах? Почему бы и нет? Поскольку у всех дети школьного возраста, время для общих покатушек остается одно – новогодние каникулы. А чтобы было интересно – решили за четыре Новых года последовательно объехать четыре альпийские страны. Начали с Австрии, продолжили Италией. На этот раз выпал черед Швейцарии. После долгих размышлений (не без влияния известного в широких кругах Свиссмейкера) остановили свой выбор на Гриндельвальде – вроде как для первого знакомства со Швейцарией – самое то.
Про Эспас Кили знают все. Хотя бы немного. И несомненно, там побывали все, кто считает себя поклонником Французких Альп. Знаменитый бренд. Место несомненно легендарное. Но это, мой взгляд – главное достоинство пространства Килли. Сам по себе Валь д'Изер - богатая савойская деревня. Камень и дерево. Двух-, пятиэтажные шале (не считая Ла Даиля).
Часть 2. Быть в Трех Долинах и кататься в одной - не комильфо. К тому же, явно хотелось поглазеть на Vanity Fair и отведать терпкий и пряный вкус Dolce Vita. Потому следующий наш маршрут был, ясное дело - Мерибель-Куршевель. Ближайший путь на Мерибель лежит через станцию Col de la Chambre. Далее – вниз по красной lac de la chamber. Которая не слишком проста, но загружена, как секретная тропа в эпоху великой миграции леммингов. Но внизу этой трассы поджидает великий соблазн подняться на Mont du Vallon (2952м). Красивая гора, логично венчающая среднюю из Трех Долин. Обращенная к нам Z-бразная трасса campagnoi - одна из двух, что ведут с вершины вниз.
Поездка получилась красивая, Энгельберг, Санкт-Моритц и Шамони. В Энгельберг я хотел давно. Это один из самых известных и самых красивых фрирайд-курортов в центральной Швейцарии. Всего 1,5 часа от Цюриха, в этом году еще и построили новый железнодорожный туннель, соединяющей Люцерн, Штанс и Энгельберг. Возможности внетрассового катания в Энгельберге очень хорошие. Правда, есть нюансы...
Энгельберг очень близко к Цюриху и на выходные, праздники и каникулы туда устремляются все швейцарцы, кому не чуждо внетрассовое катание. Однако северное расположение большинства склонов позволяет снегу оставаться в хорошем состоянии даже через неделю после того, как все раскатано.
Поездка была просто замечательная. Место - Австрия, город Серфаус. Специально ориентированный курорт на детей. Школа очень хорошая, для начинающих целые 10 000 м2 горочек разной длинны и сложности и лентами-подъемниками. Помимо этого несколько детских трасс с медведями, мультиками и филинами, которые поют, пляшут и рычат, когда к ним подъезжаешь. Для не катающихся детей очень качественная санная трасса (с родителями) и тюбинговая горка. На них мы не ходили, так как понимали, что тогда лыжи пойдут боком.
Когда идешь один на камусах, пересекая заячьи, волчьи и прочие звериные цепочки следов. Когда во всем мире есть только звук скрипящего снега и гора впереди. Когда, добравшись до вершины, тянешь чаек из термоса и ласкаешь взгляд кошачьими спинами хребтов, предвкушая, как оденешь доску, продерёшься через предвершинный подлесок и дальше по полям посвистишь вниз…. Тогда приходит простое пушистое слово «Хорошо».
Это не футбол. Поклонники и поклонницы чемпионов по параллельному слалому не стоят в очереди за автографами. 20 000 зрителей (о которых мечтают устроители этапа) не видели соревнований живьем. Они таращились на гигантские телеэкраны в перерывах между номерами звезд попсы на смотровой площадке Воробьевых гор. Но истинные болельщики получили удовольствие.
К сезону 2011 года я начал готовиться сразу по окончании сезона 2010, то есть в мае, после возвращения с Капруна. Давно в планах было посетить регион Ски Амаде, да и на ближайших к нему горнолыжных курортах побывать. Такое насыщенное переездами путешествие можно организовать только самостоятельно. Нашел приемлемые варианты проживания в Шладминге, списался с хозяевами, получил подтверждение, по Интернету оплатил авиабилеты Австрийских авиалиний до Вены и обратно, арендовал машину в одной из прокатных контор и стал ждать. Обычно мы уезжаем в середине января, в низкий сезон, но в этот раз решили в самый разгар высокого сезона, чтобы быть уверенным с погодой. Горы двухтысячники всего, надо учитывать этот фактор.
Хотелось нового. Незаезженных свободных трасс, отсутствия толпы, местного колорита, индивидуальности и непохожести, спокойных, улыбчивых людей вокруг... Хотелось видов, маленьких деревушек в больших горах, солнца и снега, радости и новых ощущений. Хотелось Альп без индустрии туризма, Альп для релаксации и умиротворения.

Я всегда с ехидством и некоторой снисходительностью читал рассказы об «уютных номерах», «сытном, но однообразном европейском завтраке» и «сауне с бассейном» где-нибудь в Пас де Ла Каса, предпочитая им дощатые нары карпатского приюта, густую стряпню Олейника и обливание водой из проруби… Но в этом году я взял и поехал в Буковель… В Буковель, где всегда лежит пусть искусственный, но снег, где трудолюбивые ретраки каждую ночь укатывают содранные до льда склоны, где пятнадцать кресельных подъёмников таскают тебя по пятидесяти километрам местных трасс, даже не заморозив задницы…
Glacier Express (Ледниковый Экспресс) следует по маршруту Zermatt - Brig - Andermatt - Chur - Davos / Sankt-Moritz по 291 мосту, через 91 тоннель и перевал Oberalppass на высоте 2033 метра над уровнем моря. Путь занимает 7,5-8 часов. Этот поезд называют "самым медленным экспрессом в мире". Одновременно его считают одним из лучших панорамных маршрутов, если не лучшим, который в год посещает до четверти миллиона человек. Идея поездки на панорамном поезде Glacier Express созрела у меня уже давно, но вечный недостаток времени, несовпадение маршрутов или ужас от предстоящего долгого нахождения в вагоне все время отметали мысль об этом путешествии. Даже в этом году, уже приехав в Швейцарию, я не решилась на столь длительный единовременный вояж, иногда даже предпочитая объездные пути. Но наличие времени и необходимость перемещения по маршруту Chur-Brig отнесли меня к тем счастливцам, которые смогли увидеть красоту, восхищающую многих в мире.
Неделя, проведенная в марте в Майрхофене показалась явно недостаточной, и уже в самолете обратно в Москву было принято предварительное решение повторить «заплыв» на майские. Очень уж хотелось испытать на себе – что же такое летнее катание и как оно монтируется в картину мира под название "Весна в Альпах".
