Теперь о главном. О НЕМ. Вот он – «Управляющий ветром». Почти как название из греческой мифологии, олицетворяющее какого-то Бога. Да, здесь действительно до Творца не далеко, во всех смыслах этого слова. «Управляющий ветром», «управляющий погодой», «кухня погоды» – у него несколько названий. Это Эльбрус. С древнетюркского: «эль» - «управлять», «брус» - «ветер», отсюда и варианты названий.
Вспоминаю давний разговор с приятелем, подвизавшимся по выходным в качестве частнопрактикующего инструктора. Показав на двух своих подопечных тетенек неопределенного возраста, он спросил: "Ну как?" Тетеньки старались и вполне уверенно выписывали по пологому склончику синусоиды на почти параллельных лыжах. Ничего плохого в их деятельности я не увидел, о чем и сообщил. "Не учим кататься!" - хмыкнул приятель - "Только повороты учим делать!"
Пять дней Настоящего Фрирайда, такого, чтобы рассказывать о нем с блеском в глазах, вызывая вполне оправданную, но нифиганелегкую зависть у всех своих друзей-катальщиков, не вкусивших пока этого Настоящего Фрирайда в совершенно другом Шерегеше, Gesh over side.
Что для вас новогодний вечер? Елка и снег крупными хлопьями, курица, оливье или ананасы в шампанском? Нет! Склон горы, Луна, и ты обгоняешь свою тень на доске! Более романтичного спуска = кануна Нового года еще не было!
Каждую осень форумы лыжных сайтов наполняются посланиями, содержащими один и тот же острый вопрос: "Как научиться кататься?" Получив очередной крик о помощи, местные завсегдатаи оживляются, сильно думают и выдают исполненный мудрости ответ: "А ступай-ка, мил-человек, на горку и найми там инструктора!"
И всякий раз, собираясь в дорогу, зачехляя лыжи или борд и прикидывая в уме, будет ли на этом рейсе перевес по багажу, а затем мучаясь с тележками, пытаясь выдать за ручную кладь сумку со всем цивильным, и не без оснований опасаясь за багаж, в котором томится неопробованный экип, – как бы не сбежал, подобно гоголевскому Носу, - в который раз вопрос «зачем» остается на далекое потом. Какой темный дух заманивает в бетонные ловушки подъемников, какая сила заставляет забыть об ушибах и недолеченных переломах, чтобы снова, как в циклическом кошмаре, «вверх-вниз-вверх-вниз-вверх-вниз»?
Канатная дорога на Красной Поляне остановилась. Вместе закрылись рестораны, отели, пункты проката, киоски – все то, что составляет инфраструктуру курорта. И это не забастовка и не демарш. Просто люди, которые родились и выросли в этих горах, которые горой за Олимпиаду в Сочи, устали от проверок, комиссий и нервотрепки. И для того, чтобы спокойно работать, они решили на время работу прекратить…
В понедельник остановили подъемник на Красной Поляне, говорят, что проверяющие органы опечатали технические помещения канатки после очередной проверки комплекса, принадлежащего компании «Альпика –Сервис». Заурядный рабочий процесс, государство блюдет интересы потребителей, и если коммерсанты не выполняют санитарные или технические нормы, то их сразу приструнят, а нас, стало быть, защитят. Вот только есть несколько вопросов, которые при ближайшем рассмотрении могут полностью поменять акценты этого дела.
Попытаюсь написать о том, чего обычно самому не хватает при попытках разрешения многочисленных вопросов, возникающих перед очередной, «первой» поездкой. Вопросы, собственно говоря, всегда одни и те же. Как расположен курорт относительно зоны катания, далеко ли до подъемников и магазинов, какой досуг после лыж, есть ли что толковое, интересное в магазинах, какой будет вид из окон, хороший ли в номере туалет, закрывается ли хранилище для лыж, и все в таком же духе. И лишь один вопрос всегда остается без ответа: есть ли снег, потому что по прогнозу толком не поймешь, а через веб-камеру не пощупаешь, и ответ знает лишь Господь. Теперь о том, что узнал я.
Высота 3200 над уровнем моря. Красотища! Уши закладывает, кислорода не хватает: то ли от счастья, то ли от красоты. Трасcы в шикарном состоянии, катайся - не хочу, подойдут и для новичка, и для экстремалов.
Часть 2. Хотелось бы добавить о том, о чем не пишут в информационных буклетах – о внетрассовом катании. Конечно, ратраки от души и с усердием каждый год делают все шире трассы, но в год «розовой свиньи» мы, как говорится, всегда (грязь) снег найдем. Начать описание лучше с верхних ледников с гарантированным катанием. Нет смысла описывать нижние маршруты спуска по лесам и склонам, которые возможны в снежные времена.
Чем запомнилось вам 25 февраля 2007 года? Скорее всего - ничем особенным, а ведь именно в этот день французский Межев праздновал 95-летие одного из своих самых знаменитых и уважаемых граждан - Эмиля Аллэ (Emile Allais). Этот симпатичный и все еще крепкий дед стал символом целой эпохи в истории горных лыж, его именем названы улицы и спортивные клубы, сложнейшая горнолыжная трасса, слаломный стадион и полюбившийся райдерам кулуар; молодые лыжники бьются за кубок Эмиля Аллэ… Да что там кубок - даже саму "Французскую школу" иногда называют "Школой Аллэ".
Сколько раз приходилось слышать это на трассе… Держись, не падай, терпи…. И почему-то в основном от австрийцев… Ну вот таким образом мы и перешли потихоньку к разговору о сравнении детских горных лыж «тут» и «там». А именно о том, чем отличаются тренировки, соревнования, да и вообще отношение друг к другу у нас и у них. Хотя уже давно ловлю себя на мысли, что это «у нас» и «у них» постепенно меняется местами, и от этого становится грустно.
Вот и еще один сезон начался, не успели и оглянуться. Начало было просто отличным – шикарная погода в Финляндии в начале ноября, отлично подготовленные склоны – ничто не предвещало аномально теплой погоды в декабре и январе. Но что делать, планы были сверстаны еще год назад, так что 29 декабря, взяв на этот раз с собой и младшую Сашу мы все вместе полетели в Австрию, в свой Кирхберг на тренировки и на старты по заранее утвержденному и спланированному графику, в который погода потом внесла свои коррективы.
Я качусь на роликовых коньках по Кутузовскому проспекту. Всего две недели назад вернулся из Приэльбрусья. Провел там четыре месяца, а уже тянет обратно. Интересно, за какое время туда можно доехать на роликах и возможно ли это вообще? С того момента, когда мне в голову пришла эта мысль, и до старта прошло два месяца. А теперь рассаживайтесь поудобней и приготовьтесь слушать…
Эта поездка была подарком если не судьбы, то благоприятных обстоятельств: небольшой финансовый жирок, доброта и терпимость начальства, благоприятное отношение семьи к авантюрам подобного рода. Курорт выбирался по принципу: гарантированный снег на ухоженных, разной сложности, трассах в Австрии. Выбор пал на Серфаус-Фисс-Ладис.
Мы хоть и путешествовали с малышом, но мою пятую точку, алчную на приключения разного невообразимого рода, все равно тянуло на «взрослые споты» типа мощных крутяков и целины. Проведя разведку всех долин, я в итоге всерьез и не на шутку обосновался на склонах Валь Торанса, и не в последнюю очередь именно потому, что обнаружил там профессионально подготовленный и, самое главное, функционирующий сноупарк.
Часть 1. Посмотрели местное ТВ и прогнозы в интернете. Максимальный снег был в Каунертале (280 см), Питцтале (210 см), Зельдене (190 см) и дальше по убывающей. Выше 3000м ночью шел снег. Выбор пришелся на Питцталь глетчер - там была хоть какая-то видимость.
На табло все подъемники работают! Поднялись на ледник. Свежего снега даже на трассе не меньше 30 см. Все вокруг не катано, видимо, подъемники выключали и сегодня "торжественное открытие".
Я хожу по зимней Москве и всех радую своим отменным загаром. Знакомые удивляются: «Откуда ты такая? В Египет ездила? В Индию? В Таиланд?» А я ездила в Армению, в город Цахкадзор. И очень жалею, что это у меня не написано на лбу – я бы всем-всем-всем хотела бы рассказать о том, что главное, что я привезла из отпуска, это не сочный загар (который, кстати, скоро с меня начнет слезать), а настоящую, поселившуюся на всю жизнь в сердце, любовь – к горам. Даже точнее скажу – к армянским горам.
